ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СПРОС [consumer demand] — часть совокупного спроса в экономике, относящаяся к потребительским товарам, в отличие от инвестиционного спроса, относящегося к инвестиционным товарам, а также спроса на вооружения (военные товары). Размеры потребительского спроса определяются объемом и структурой доходов населения (домашних хозяйств) и его предпочтениями. Часть потребительского спроса формируется также правительством страны — в том, что касается решения различных социальных вопросов, содержания армии и т. п. В конечном счете в экономико-математических моделях потребительского спроса определяется функцией общественной полезности, подходящей по этическим и математическим соображениям.
Спрос как экономическая категория представляет собой потребность, обеспеченную денежными средствами и представленную на рынке.
Спрос как предмет коммерческой деятельности - это объем товаров (работ, услуг), который потребитель хочет и в состоянии купить по удовлетворяющей его цене в течение определенного периода времени.
Спрос - это форма потребления потребителей, отражающая их готовность и способность платить за приобретаемые блага. Спрос на рынке выступает со стороны потребителя, вернее, покупателя и отражает потребности людей. Поэтому под спросом следует понимать представленную на рынке потребность в товарах. Но не всякая потребность, а лишь подлежащая удовлетворению и обеспеченная денежным эквивалентом, т. е. платёжеспособная, потребность. Потребность одного человека, обеспеченная деньгами и обязательно «вынесенная на рынок» и ориентированная всегда на покупку определённого товара или услуги, характеризует индивидуальный спрос, или спрос на микроуровне.
В основе спроса лежит не просто потребность или нужда в том или ином благе, а готовность и способность платить за него. Общий спрос покупателей на благо находит свое отражение на кривой спроса.
Главные составляющие спроса- наличие определенных потребностей в товарах (услугах) и обеспеченность данных потребностей денежными средствами; а основные факторы, способствующие удовлетворению спроса, - приемлемые для потребителей цены и соответствующее спросу по объему и структуре товарное предложение.