Область исследований, основным объектом которых являются взаимоотношения предложения и спроса нарынке товаров и услуг. В частности, выводятся закономерности формирования цен и установлениярыночного равновесия в экономической системе. С этой целью анализируются кривые спроса и кривыепредложения, влияние сдвигов (изменений) в предложении и спросе на уровень цен, изучается механизмобразования избытка и дефицита товаров и услуг.
Механизм рынка приводят в движение две его важнейшие категории - спрос и предложение, за которыми стоят покупатели и продавцы. Они определяют количество производимых товаров и цену, по которой они продаются.
На первом этапе данные категории рассматриваются в условиях рынка совершенной конкуренции.
Спрос - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством товаров (услуг), которые покупатели готовы приобрести при сложившихся ценах и денежных доходах. Спрос всегда конкретен по величине, времени, месту и цене.
Размер спроса, его величина зависит от многих факторов. Подобная зависимость называется функцией спроса. Наиболее значимыми из факторов являются цены и доходы покупателей, причем, в качестве определяющего фактора всегда выделяется цена. Функция спроса имеет следующий вид: Кроме того, на величину спроса могут влиять вкусы и предпочтения людей, потребительские ожидания, общее число покупателей, накопленное имущество людей, цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих.
Предложение - это количество товаров (услуг), которое продавцы готовы предложить на рынке. Оно всегда конкретно по величине, времени, месту и цене. Как и спрос, предложение зависит от определяющего фактора - цены, а также от наличия производственных ресурсов, применяемой технологии, налогов и дотаций у производителя, числа продавцов, цены других товаров, в том числе товаров-заменителей и сопутствующих.
Цена товара и остальные факторы по-разному влияют на спрос и предложение: цена оказывает влияние на увеличение или сокращение спроса или предложения.
Рынок постоянно сводит покупателей и продавцов на рынке, в итоге спрос и предложение часто совпадают, и возникает рыночное равновесие. Спрос и предложение зависят от изменения цены, но степень этой зависимости у разных товаров неодинакова: реакция спроса и предложения у одних товаров больше, у других - меньше, а у некоторых товаров ее вообще нет. Для учета этой особенности товаров используется понятие "эластичность спроса и предложения".
Эластичность спроса и предложения может быть классифицирована по пяти позициям.
Эластичность спроса можно считать не только по фактору цены, но и по доходу. В этом случае может возникнуть отрицательная эластичность, так как рост доходов населения, как правило, приводит к сокращению потребления товаров низкого качества.
Эластичность спроса, рассчитанная через соотношение изменения цен на другие товары (заменители или сопутствующие), порождает перекрестную эластичность. Данный показатель отрицателен, если товары сопутствующие, и положителен, если товары взаимозаменяемы.
К факторам, определяющим эластичность спроса, относятся возможность замены одного товара на другой, степень потребности в нем, степень насыщенности рынка товарами и т.п.; к факторам, определяющим эластичность предложения, - уровень загрузки производственного оборудования, наличие товарных запасов, инвестиционные возможности и т.п.